Меры безопасности при эксплуатации тяговой сети

Тяговая сеть, от которой питаются двигатели контактных электровозов, состоит из трансформаторов, питающего кабеля, контактного провода, рельсового пути и отсасывающего кабеля. Контактный провод, элементы его подвески и аппараты секционирования являются элементами контактной сети. Контактная сеть постоянного тока имеет положительную полярность, а рельсовые пути — отрицательную.

В железорудных шахтах правила допускают применять для контактных электровозов постоянного тока напряжение не выше 600 В. Площадь сечения медного контактного провода должна быть не менее 65 мм2. Его износ не должен превышать 30 % при площади сечения 100 мм2 и более и 20 % при сечении менее 85 мм2. Высота подвески контактного провода в выработках составляет не менее 1,8 м от головки рельса. В околоствольном дворе на участке от ствола до площадки, на которой осуществляется посадка (высадка) людей в пассажирские поезда, высота подвески контактного провода должна быть не менее 2,2 м, а в остальных выработках околоствольного двора и на пересечении выработок, по которым передвигаются люди, с выработками, где имеется контактный провод,- не менее 2 м. На период спуска и подъема смены рабочих контактный провод должен отключаться на расстояние не менее 50 м от ствола. В шахтах, где люди к местам работ доставляются пассажирскими составами, контактный провод должен отключаться на участке от ствола до места посадки людей в вагонетки и над местом стоянки пассажирского состава.

Если на этом участке контактный провод огражден таким образом, что невозможность случайного прикосновения людей к нему гарантирована, то правила разрешают не отключать его. Контактный провод подвешивается на эластичных оттяжках. Троплодержатель должен иметь изолированный болт. Оттяжки контактного провода на расстояние не более 0,3 м изолируются от держателя.

Расстояние между точками подвески контактного провода не должно превышать 5 м на прямолинейных участках пути и 3 м — на криволинейных. Зазор между контактным проводом в местах его подвески и крепью или кровлей выработки составляет не менее 0,2 м. Такой же зазор должен быть между проводом и вершиной конуса насыпанной руды или породы б вагонетках. В местах, где положение контактного провода строго зафиксировано (например, пересечение с вентиляционными дверями), подвеска его должна быть жесткой.

Контактная сеть секционируется с помощью выключателей. Расстояние между ними не должно превышать 500 м. Секционные выключатели устанавливаются также на всех ответвлениях контактной сети. Во время погрузки горной массы в вагонетки контактный провод в месте погрузки отключается или надежно ограждается.

Такие же меры безопасности должны применяться при погрузке и разгрузке грузов в вагоны или на платформы. Через каждые 200 м в выработках, где подвешен контактный провод, должны устанавливаться светящиеся табло Берегись провода!

На опрокидывателях с механическим приводом устанавливается блокировка, исключающая включение двигателя опрокида при наличии напряжения в контактном проводе. При этом длина, на которую должна отключаться контактная сеть, устанавливается равной или больше максимально возможной длины состава.

На участках, где предполагается, что в течение смены или более откатки не будет, контактный провод отключается. Все ремонтные работы на контактной сети разрешаются только после ее отключения и заземления контактного провода на участке производства работ. Для защиты людей от поражения электротоком контактная сеть должна оборудоваться специальной аппаратурой, отключающей сеть при прикосновении к ней людей.

Стыки рельсов при откатке контактными электровозами соединяются перемычками или сваркой так, чтобы сопротивление стыка электрическому току не превышало величину сопротивления строительной длины одного рельса. Все нитки рельсовых путей в выработке не реже чем через 50 м надежно соединяются между собой проводником, сопротивление которого эквивалентно сопротивлению медного провода с площадью сечения не менее 50 мм2. Элементы стрелочных переводов и крестовин снабжаются электрическими соединениями между собой так же, как и стыки рельсовых путей.

Контрольные замеры сопротивления стыков рельсового пути выполняются не реже одного раза в два года. Все рельсовые пути в шахте, не предназначенные для откатки контактными электровозами, в местах соприкосновения с токоведущими рельсами должны быть изолированы от них в двух точках, отстоящих одна от другой на расстоянии возможной линии состава. Тяговая сеть ежесменно проверяется горным мастером участка внутришахтного транспорта и дежурным электрослесарем.

Особое внимание при осмотрах обращается на износ контактного провода, его изломы, подгары и состояние элементов подвески провода. Изоляторы, на которых обнаружены трещины или отколы, подлежат замене. Детально изоляторы осматривают один раз в два-три месяца.

Комментарии запрещены.

Проект горного отвода
  • Проветривание рудных шахт

    При выборе способа и построения схемы проветривания шахты исходят из общих требований безопасности, предусмотренных Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом, условий надежности... 
    Читать полностью

  • Пылеулавливание

    Пылеулавливание применяют на проходческих и очистных комбайнах, а также при бурении скважин большого диаметра. Пылеулавливающая установка состоит из шахтного пылесоса и шламоуловителя, всасывающего и нагнетательного патрубков. Читать полностью  Читать полностью →

  • Передвижения секций механизированной крепи

    В комплексно-механизированных лавах значительное количество породной пыли образуется при передвижении секций механизированной крепи из-за перетирания обрушающихся нижних слоев кровли и просыпания породной мелочи в зазоры между перекрытиями... 
    Читать полностью

  • Запыленность рудничного воздуха и меры борьбы с угольной и породной пылью

    Вредность и опасность пыли. При проведении подготовительных выработок, очистной выемке угля, погрузке, транспортировании и перегрузке горной массы в результате измельчения угля и породы образуется и попадает в рудничный воздух горных выработок... 
    Читать полностью

  • Стационарная автоматическая аппаратура контроля метана

    В настоящее время широкое применение находит стационарная автоматическая аппаратура контроля метана — комплекс «Метан», которая обеспечивает непрерывное автоматическое измерение содержания метана в наиболее опасных местах (в очистных... 
    Читать полностью