Меры безопасности при работе рельсового транспорта

В угольных и рудных шахтах основной вид транспорта по горизонтальным выработкам — локомотивная откатка. Так, на отечественных угольных шахтах более 70 % всего грузопотока по горизонтальным откаточным выработкам приходится на локомотивный транспорт, а в рудных шахтах — почти 100 %. Комплекс локомотивной откатки включает подвижной состав (локомотивы, вагонетки), рельсовые пути, источник энергии и другое энергетическое оборудование. В качестве локомотивов в подземных условиях используют в основном контактные и аккумуляторные электровозы. Электровозами можно перемещать любые грузы.

Преимущества электровозного транспорта: экономичность, достаточно высокая производительность, надежность в работе, возможность применения его также для перевозки людей и различных вспомогательных грузов. Основным недостатком электровозной откатки является ограниченное применение практически только по горизонтальным горным выработкам.

Требования безопасности к путевому хозяйству. Правила безопасности жестко регламентируют устройство путевого хозяйства (настил рельсовых путей, закругления, стрелки и их переводы, износ головок и зазоры), так как от его состояния зависит не только производственная мощность предприятия, но и уровень травматизма.

В выработках с интенсивным движением, а именно в околоствольных дворах, наклонных стволах, бремсбергах и уклонах, на основных откаточных штреках должны настилаться рельсы Р-33 и Р-38 как наиболее долговечные и надежные в эксплуатации. Рельсовые пути, по которым производится откатка локомотивами, должны иметь уклон в сторону околоствольного двора не более 0,005, который обеспечивает эффективный сток воды и уменьшает расход энергии локомотивами при доставке груженых вагонов к стволу.

Допускается увеличение уклона пути до 0,05, при этом откатка должна производиться по проекту, выполненному в соответствии с «Типовыми решениями по безопасной перевозке людей и грузов в выработках с уклоном до 0,05», утвержденными Минуглепромом и согласованными Госгортехнадзором. Закругления и переводные кривые обуславливают плавность вписывания подвижного состава в кривые рельсовых путей и его устойчивость. Радиусы закруглений рельсовых путей и переводных кривых составляют не менее 12 м для колеи 600 мм и не менее 20 м для колеи 00 мм. Во избежание схода вагонов или заклинивания их скатов между Рельсами допускается расширение рельсового пути не более чем на 4 мм И сужение не более чем на 2 мм. Износ головки рельса по вертикали не должен превышать более 12 мм для рельсов типа Р-24, 16 мм для Рельсов типа Р-38 и 20 мм для рельсов типа Р-38. Запрещается эксплуатация рельсов при касании головок болтов ребордой колеса, при наличии продольных и поперечных трещин в них, выкрашивании головки рельсов, откалывании части подошвы рельса и других дефектах, могущих вызвать сход подвижного состава с рельсовых путей, при отклонении рельсов от оси пути на стыках (излом) более чем на 50 мм на длине рельса менее 8 м. Одной из основных причин схода локомотива и вагонеток с рельсов является неисправность стрелочных переводов, поэтому Правилами безопасности запрещается эксплуатация стрелочных переводов в следующих случаях: при сбитых, выкрошенных и загнутых в продольном и поперечном направлениях остряках; при разъединенных стрелочных тягах; при замыкании стрелок с зазором более 4 мм между прижатым остряком и рамным рельсом; при отсутствии фиксации положения стрелочных переводов с помощью фиксаторов или других средств; при открытых канавках для тяг приводов стрелочных переводов.

Механические и ручные приводы стрелочных переводов должны устанавливаться в выработке со стороны людского прохода так, чтобы обеспечивалось свободное расстояние не менее 0,7 м от наиболее выступающей части привода до кромки подвижного состава. Стрелочные переводы в околоствольных дворах, на пересечениях главных откаточных выработок должны иметь дистанционное управление с кабины движущегося электровоза. Требования Правил безопасности к локомотивам и подвижному составу.

Во всех выработках шахт, опасных по газу или пыли, должны применяться электровозы с уровнем взрывозащиты РВ. При этом в выработках с исходящей струей воздуха и тупиковых выработках, проветриваемых ВМП, шахт III категории, сверхкатегорных по газу и опасным по внезапным выбросам на электровозах должны предусматриваться переносные (индивидуальные) автоматические приборы контроля содержания метана. Допускается применение аккумуляторных электровозов с уровнем взрывозащиты РП: во всех откаточных выработках шахт I и II категорий по газу или опасных по пыли, а также в откаточных выработках со свежей струей воздуха шахт III категории, сверхкатегорных по газу и в таких же выработках на пластах, не опасных по внезапным выбросам, шахт, опасных по выбросам; в выработках с исходящей струей воздуха и в тупиковых выработках, проветриваемых ВМП, шахт III категории и сверхкатегорных с разрешения директора шахты (главного инженера комбината, треста) по согласованию с районной горнотехнической инспекцией (РГТИ) при наличии на электровозах переносных или индивидуальных автоматических приборов контроля содержания метана и концентрации метана в исходящей струе не более 0,75 %; в выработках со свежей струей воздуха на шахтах, опасных по внезапным выбросам угля и газа и суфлярным выделениям, при условии подхода их к очистным забоям на расстояние не менее-50 м. Откатка рудничными контактами и аккумуляторными электровозами в исполнении РН допускается во всех выработках шахт, не опасных по газу или пыли, в выработках со свежей струей воздуха шахт I и Ц категорий по газу или опасных по пыли. Вновь разрабатываемые локомотивы должны иметь скоростемеры и устройства, не допускающие управление локомотивом при нахождении машиниста вне кабины.

Выпускаемые отечественной промышленностью контактные электровозы К10 и К14 и аккумуляторные АРП14 и АРП28 оборудованы средствами защиты, не допускающими движение без машиниста, а также скоростемерами. Шахтные вагонетки в зависимости от перевозимых грузов и назначения разделяют на грузовые, используемые для транспортирования полезного ископаемого, породы и других насыпных грузов; пассажирские, служащие для перевозки людей; вспомогательные — для доставки материалов и оборудования и др. Кроме того, для транспортирования полезного ископаемого и породы применяют саморазгружающиеся вагоны (типа ВК) с донным конвейером и секционные бункерные поезда (типа ПС). Чтобы предотвратить травмирование людей при попадании их между вагонами, необходимо следить за состоянием буферов, т. е. все транспортные средства и сосуды должны с обеих сторон иметь буфера, выступающие с каждой стороны не менее чем на 150 мм. Правила безопасности запрещают использовать в работе вагонетки с неисправными сцепками, серьгами и тормозами. Кузова вагонеток не должны иметь разрушенных или выгнутых наружу более чем на 50 мм стенок.

Запрещается допускать в работу вагонетки: с неисправными полускатами (расшатанными колесами, недостающими крепежными болтами и валиками, изогнутыми осями колесных пар и трещинами на осях, глубокими выбоинами на колесах и пр.); с неисправными сцепками, серьгами и другими тяговыми частями, а также со сцепками, изношенными сверх допустимых норм; с неисправными буферами и тормозами; с неисправными запорными механизмами и неплотно прилегающими днищами вагонеток (секционных поездов) с разгрузкой через дно; с деформированными или разрушенными подвагонными упорами; с разрушенными или выгнутыми наружу более чем на 50 мм стенками кузова вагонеток; с неисправными межсекционными перекрытиями секционных поездов. Перевозку людей осуществляют в специальных вагонетках с глухими торцевыми стенками и металлической крышей, оборудованных устройствами для подачи сигналов машинисту локомотива. Во время движения состава локомотив должен находиться в его голове.

Для светового обозначения идущего поезда на последней вагонетке устанавливается светящий красный свет (светильник), при отсутствии вагонов указанный светильник с красным светом устанавливается на задней части локомотива. Нахождение локомотива в хвосте состава разрешается только при производстве маневровых работ на участке пути не более 300 м, при этом скорость движения состава должна быть не более 2 м/с. В тупиковых подготовительных выработках, имеющих один путь, разрешается заталкивать состав к забою вперед вагонами на расстояние не более 400 м. В случае схода вагонеток или локомотива с рельсового пути их поставка на рельсы должна осуществляться только домкратами и самоставами с использованием тормозных башмаков, тяговой силы локомотива или лебедки.

Доставка длинномерного оборудования и материалов, выступающих за габариты платформы или вагонетки, должна осуществляться при жесткой сцепке или между локомотивом и такими платформами и вагонетками должны помещаться пустые или груженые до бортов вагоны. Для предотвращения падения материалов и оборудования должны применяться специальные платформы, имеющие устройства для закрепления их на платформе.

Зазор по высоте между загрузочным устройством и локомотивом с открытой кабиной должен быть не менее 0,4 м. Запрещается эксплуатация локомотивов при: неисправности буферов; неисправности сцепных устройств; неисправных или неотрегулированных тормозах; неисправности песочниц или отсутствии песка в них (кроме локомотивов со сцепным весом до 20 кН) ; несветящихся или неисправных фарах; неисправности сигнальных устройств; нарушениях взрывобезопасности оборудования на локомотивах; изношенных более чем на 2/3 толщины колодках и прокате бандажей более 10 мм; снятой крышке батарейного ящика аккумуляторного электровоза или неисправном ее блокировочном устройстве; неисправности электрооборудования, блокировочных устройств и средств защиты.

Комментарии запрещены.

Проект горного отвода
  • Проветривание рудных шахт

    При выборе способа и построения схемы проветривания шахты исходят из общих требований безопасности, предусмотренных Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом, условий надежности... 
    Читать полностью

  • Пылеулавливание

    Пылеулавливание применяют на проходческих и очистных комбайнах, а также при бурении скважин большого диаметра. Пылеулавливающая установка состоит из шахтного пылесоса и шламоуловителя, всасывающего и нагнетательного патрубков. Читать полностью  Читать полностью →

  • Передвижения секций механизированной крепи

    В комплексно-механизированных лавах значительное количество породной пыли образуется при передвижении секций механизированной крепи из-за перетирания обрушающихся нижних слоев кровли и просыпания породной мелочи в зазоры между перекрытиями... 
    Читать полностью

  • Запыленность рудничного воздуха и меры борьбы с угольной и породной пылью

    Вредность и опасность пыли. При проведении подготовительных выработок, очистной выемке угля, погрузке, транспортировании и перегрузке горной массы в результате измельчения угля и породы образуется и попадает в рудничный воздух горных выработок... 
    Читать полностью

  • Стационарная автоматическая аппаратура контроля метана

    В настоящее время широкое применение находит стационарная автоматическая аппаратура контроля метана — комплекс «Метан», которая обеспечивает непрерывное автоматическое измерение содержания метана в наиболее опасных местах (в очистных... 
    Читать полностью