Перевозка людей по наклонным выработкам рельсовым транспортом
Перевозка людей по наклонным выработкам более сложна и опасна по сравнению с перевозкой по горизонтальным выработкам. Если по одной горизонтальной выработке можно перевозить людей и грузы, то в наклонных выработках иметь параллельно действующие средства для спуска и подъема людей и средства для подъема и спуска грузов запрещается. При спуске и подъеме людей пассажирскими вагонетками необходимо предусматривать специальные людские подъемы, которые должны располагаться в отдельных выработках.
Для перевозки людей по наклонным выработкам используются специальные вагонетки: при наклоне выработки до 30° головные ВЛН1-Ю-Г и ВЛН1-15-Г и прицепные ВЛН-1-10-П и ВЛН-1-15-П; при наклоне выработки до 80° — головные ВНЛ-3-6-Г и прицепные ВНЛ-3-6-П. Головные вагонетки оборудуют устройствами для соединения тяговым канатом, прицепные — комплектом промежуточных сцепок. Для повышения надежности вагонетки между собой соединяются сдвоенными сцепками.
Пассажирские вагонетки имеют металлическую крышу и сплошные торцевые стенки, которые снабжены окнами, защищенными металлической сеткой. Перевозка людей специальными вагонетками по наклонным выработкам осуществляется с помощью концевой откатки.
Каждый поезд снабжается надежными и безотказными парашютами. Они плавно останавливают поезд в случае превышения установленной скорости на 25 %, а также при обрыве каната или сцепки: упоры внедряются в полотно пути, тормозная каретка останавливается, резцы внедряются.
Парашюты могут быть приведены в действие и от ручного привода кондуктором поезда. Поезд сопровождает кондуктор, который находится в первой по ходу движения вагонетке.
Кондуктор руководит посадкой и выходом людей из поезда, подает сигнал на отправление и остановку, осуществляет при необходимости экстренное торможение состава. Категорически запрещается езда на буферах вагонеток, нельзя открывать предохранительные цепи на проемах для выхода, высовывать ноги, руки, голову из вагонетки до полной ее остановки.