Меры безопасности при уборке взорванной горной массы
При проходке горных выработок для погрузки взорванной горной массы применяют погрузочные машины ковшового типа ППН-2 и ППН-3 с колесно-рельсовым ходом и ППН-2Г на гусеничном ходу. При проведении откаточных выработок сечением более 10 м2 применяют машины ПНБ-ЗК — самоходный агрегат на гусеничном ходу с рабочим органом загребающего типа. Для уборки и доставки взорванной массы в под-этажных выработках применяют скреперные установки, меры безопасности при работе на которых изложены ниже.
После взрыва и проветривания рабочие, обслуживающие машину, в первую очередь проверяют состав воздуха, состояние кровли и боков выработки, исправность крепи и вентиляционных устройств. Уборка и погрузка горной массы машинами ковшового типа. При осмотре погрузочной машины необходимо проверить наличие смазки в редукторах и автомасленке; состояние подводящих шлангов сжатого воздуха и воды; затяжку болтов, служащих для крепления основных узлов машины; прочность и плотность всех соединений; исправность системы управления и технических средств безопасности, эффективность средств пылеподавления.
Перед присоединением шланга к воздушным коммуникациям его предварительно продувают сжатым воздухом. После осмотра машины необходимо сделать несколько пробных включений ходовой части и подъема рабочего органа, чтобы убедиться в работоспособности и надежности машины.
Управлять машиной необходимо только стоя на ее подножке. Запрещается грузить негабаритные куски породы, разравнивать породу в кузове вагонетки руками, перегружать ковш машины, так как при опрокидывании ковша куски породы могут посыпаться на рабочего.
Расстояние от контактного провода до вершины естественного конуса отсыпки руды или породы в вагонетке должно быть не менее 200 мм. Сцепление погрузочной машины с электровозом необходимо выполнять при помощи заводской сцепки, идущей в комплекте с машиной. При сцепке и расцепке нельзя стоять между электровозом и погрузочной машиной. При транспортировании погрузочных машин по откаточным выработкам скорость движения электровоза не должна превышать 6 км/ч. При этом машина Должна быть приведена в транспортное положение.
Уборка породы машиной ПНБ-ЗК. Проходчик, работая на машине, должен быть в диэлектрических перчатках. Машина заземляется специальной питающей жилой кабеля, при обрыве которой происходит отключение магнитного пускателя. При обрыве заземляющей жилы включить магнитный пускатель невозможно.
Гибкий кабель, питающий машину ПНК-ЗК, подвешивают не жестко, с провесом, и располагают его на стенке выработки так, чтобы исключить его повреждение транспортными средствами. Расстояние между точками подвеса кабеля должно быть не более 3 м, а между кабелями — не менее 5 см. Ближайшую к машине часть кабеля прокладывают по почве выработки на протяжении не более 15 м. При эксплуатации машины необходимо выполнять следующие требования безопасности: не перегружать нагребающие лапы и скребковый конвейер большими кусками породы во избежание повреждения лап и перегрузки электродвигателей; следить, чтобы силовой кабель не попадал под гусеницы машины; не допускать перегрева электродвигателей, что может вызвать сгорание обмоток; при маневрах, разворотах или отводе машины от забоя необходимо приподнимать носок заборно-погрузочной части; отключать магнитный пускатель при остановке машины на длительное время; не допускать включения обратного хода машины до полной ее остановки, так как реверсирование в этом случае может привести к повреждению электрооборудования и деталей машины; при ненормальной работе редукторов и других узлов машины (стук, удары, заедания, утечки масла в гидросистеме и т. д.) немедленно остановить машину, выявить и устранить причину неполадок, поставив при этом в известность лиц технического надзора участка.