Общие правила безопасности при подготовке и производстве массовых взрывов
При массовых взрывах на подземных работах для проветривания и возобновления работ в шахте (на участке) требуется больше времени, чем это предусмотрено при повседневной организации работ. Проведение массовых взрывов осуществляется по специальному или типовому проекту, техническому расчету и распорядку его проведения. В типовой проект входят горнотехническая характеристика отрабатываемого блока (панели); параметры глубоких скважин или камерных зарядов; расчетные показатели взрыва (расчетный удельный расход ВВ и общее количество ВВ на взрыв, объем взрываемой горной массы и выход руды с 1 м скважины и т. д.); методика расчета электровзрывной сети, проветривания, безопасных расстояний; мероприятия по обеспечению техники безопасности. В технический расчет входят сведения общего характера (тип ВВ и его количество, способ заряжания и конструкция заряда, количество скважин и зарядных камер); таблица параметров буровзрывных работ с указанием фактической длины и диаметра скважин, а также длины заряжаемой их части; схемы фактического расположения скважин с откорректированными геолого-маркшейдерскими данными; схема взрывной сети с указанием мест прокладки детонирующего шнура, установки патронов-боевиков, величины интервалов замедлений и очередности взрывания зарядов; схема вентиляции с указанием направлений движения свежей и исходящей струи воздуха.
В распорядке проведения массового взрыва указываются порядок, сроки выполнения и лица, ответственные за доставку взрывчатых материалов, заряжание, монтаж и проверку взрывной сети, проветривание и восстановление выработок после взрыва, расстановку постов. Для руководства работами по подготовке и производству массового взрыва назначается ответственный за взрыв — начальник участка, на котором производится взрыв, или главный инженер шахты. Лица, ответственные за определенные этапы подготовки взрыва, знакомятся с распорядком проведения массового взрыва под расписку.
Технический расчет взрыва, распорядок его проведения утверждаются главным инженером рудоуправления, а при взрыве общей массой ВВ до 3 т — главным инженером шахты. Перед доставкой ВВ в район взрыва специальная комиссия, назначенная главным инженером шахты, проверяет готовность блока (панели) к зарядке, исправность транспортных средств и оборудования для доставки ВВ, состояние горных выработок и место складирования ВВ. Результаты проверки оформляются актами по установленной форме, и только после этого разрешается завоз ВВ. Взрывчатые вещества на массовые взрывы, как правило, доставляются электровозным транспортом с обязательным сопровождением взрывником или раздатчиком склада ВМ. Каждый вагон с ВВ накрывается сверху специальным защитным покрывалом из асбестовой ткани с водоизолирующей оболочкой, которое закрепляется по периметру вагона при помощи крючьев. Место зарядки, установки зарядной машины и складирования ВМ до начала работы должно быть приведено в безопасное состояние, освещено и хорошо проветриваться.
Выгруженные из вагонов ВВ размещают так, чтобы у зарядной машины их находилось не более 3 т. Остальное количество ВВ, необходимое для проведения массового взрыва, размешают в месте, определенном проектом, и выставляют охрану. Место установки зарядной машины должно быть обеспечено средствами пожаротушения, двухсторонней связью с буровой выработкой и диспетчером шахты (АТС), а также изолирующими самоспасателями. Контактный провод на расстоянии не менее 25 м от места хранения ВВ и установки зарядной машины рассоединяется и заземляется.
На секционных разъединителях троллея в этом случае вывешиваются таблички с надписью Не включать! Идет заряжание. Зарядная машина должна быть электрически изолирована от всех металлических предметов (рельсов, заземляющего общешахтного контура и т. п.) и иметь местное заземление, общее сопротивление которого не должно превышать 100 Ом. Все рабочие и ИТР, связанные с заряжанием, должны сдать спички, зажигалки, папиросы и другие курительные принадлежности.
Перед началом заряжания лицам, ответственным за выполнение этого процесса, выдается выкопировка проекта с таблицей раскладки зарядов ВВ. Все рабочие, занятые на доставке ВВ и заряжании, перед допуском к работе инструктируются руководителем взрывных работ с записью в Журнал по учету прохождения инструктажа по технике безопасности. Заряжание скважин, штанговых шпуров разрешается только после того, когда все люди, не связанные с производством взрывных работ, будут выведены из пределов опасной зоны. Скважины на участке взрыва заряжаются одной зарядной машиной при следующей организации работ (на примере горнорудных шахт Кривбасса).
Специализированный участок взрывных работ выделяет для производства массового взрыва исправную зарядную машину и двух операторов-взрывников, один из которых находится на откаточном горизонте, а другой на буровом горизонте осуществляет манипуляции с зарядным шлангом. Горный участок, на котором будет производиться массовый взрыв, выделяет до пяти специально проинструктированных рабочих для выгрузки ВВ из вагонов в месте установки зарядной машины, загрузки бункера этой машины и оказания помощи в манипуляциях с зарядным шлангом на буровом горизонте. Таким образом, бригада для заряжания глубоких скважин состоит из пяти-семи рабочих, Выделенная для заряжания машина должна осматриваться непосредственно на рабочем месте горным мастером или лицом, ответственным за заряжание, не реже одного раза в смену, а механиком участка взрывных работ (начальником участка) — не реже одного раза в сутки.
О всех результатах осмотра делаются записи в Журналах (или формулярах) учета работы и состояния зарядного оборудования, которые заводятся на каждую зарядную машину. Для предупреждения попадания в зарядные устройства и трубопроводы посторонних предметов (кусков руды, породы, металла и других) приемные воронки бункеров, камер, дозирующих устройств должны иметь металлические (не дающие при ударе искры) сетки и крышки, крепление которых должно исключать их смещение при транспортировании и работе зарядчика.
Размер ячеек проволочных сеток не должен превышать 8X8 мм, а перфорированных круглых отверстий — 10 мм. Конструкция зарядных устройств должна обеспечивать доступ для их осмотра и очистки от остатков ВВ, которую следует выполнять каждый раз после окончания заряжания непосредственно на месте работы или в специально отведенном месте. Устройства и установленная на них контрольно-измерительная аппаратура должны надежно работать при относительной влажности окружающего воздуха не менее 90 % и при температуре его от +40 до -10 °С. Особое внимание при подготовке к заряжанию должно быть обращено на состояние полиэтиленовых труб, по которым ВВ транспортируется в скважины.
Их удельное сопротивление не должно превышать 106 Ом-см. Так как с течением времени удельное сопротивление труб может изменяться, то перед каждым массовым взрывом (при заряжании скважин машинами типа ЭМБ или ЭМК с вместимостью питателя более 5 кг) должен производиться экспресс-анализ зарядных труб на электропроводимость. Если по результатам экспресс-анализа удельное сопротивление трубопроводов превышает 105 Ом-см, то зарядные трубопроводы должны направляться на лабораторный анализ для проверки электропроводимости.
Взрывники, манипулирующие с зарядным шлангом на буровом горизонте и обслуживающие машину, должны работать в противопылевых респираторах и защитных очках. В процессе заряжания необходимо тщательно оберегать ВВ от засорения породой или буровой мелочью.
Максимальное давление в зарядной машине и трубопроводе не должно превышать предусмотренного в паспорте зарядчика. Запрещается ремонтировать или смазывать зарядную машину, а также очищать ее от грязи или устранять какие-либо неполадки в воздухопроводящем и пневмозарядном трубопроводах при включенном зарядчике. При прекращении подачи сжатого воздуха, происшедшем по причинам, не связанным с заряжанием, все пусковые устройства перекрываются.
Во время заряжания нельзя допускать просыпания ВВ. Поэтому у зарядчиков и на почве буровых выработок (в местах возможного просыпания ВВ) расстилается брезент или полиэтиленовая пленка для сбора просыпи. Нарушение этого требования приводит к непредвиденным взрывам большой мощности. После окончания заряжания машина обдувается сжатым воздухом, а все детали, имевшие контакт с ВВ, промываются водой.
Запрещается выбивать или соскабливать уплотнившиеся остатки ВВ металлическим инструментом. Для этой цели можно использовать только воду и сжатый воздух. Ввод в скважины патронов-боевиков и забойки, а также коммутация взрывной сети разрешаются только после полного окончания заряжания и удаления из забоев зарядного оборудования.
Соединение проводов электродетонаторов, укладка патронов-боевиков и подсоединение инициатора к сети детонирующего шнура разрешается только после окончания заряжания скважин (зарядных камер) и удаления людей, не связанных с монтажом взрывной сети, на безопасное расстояние. Патроны-боевики во всех случаях должны вводиться только вручную, по окончании подачи ВВ в последнюю скважину. При подаче ВВ непосредственно на боевик с электродетонатором может произойти преждевременный взрыв как от механического воздействия, так и от зарядов статического электричества.
После окончания монтажа электровзрывной сети, который выполняется только опытными взрывниками под непосредственным руководством лица технического надзора, из безопасного места замеряют ее общее сопротивление. При расхождении измеренного и расчетного сопротивлений сети более чем на 10 % необходимо установить и устранить причины этого расхождения.
В смешанных электровзрывных сетях должны быть измерены и сопоставлены с расчетными сопротивления каждой группы. При массовых взрывах ток, как правило, включается только с поверхности. При этом запрещается присутствие людей у входа в надшахтное здание.
Допуск рабочих на участок, где производился массовый взрыв, разрешается только после восстановления на нем нормальной рудничной атмосферы, приведения выработок в безопасное состояние и проверки состояния выработок отделениями горноспасательных частей, но не ранее чем через 8 ч после взрыва.