Зазоры между максимальным габаритом машины
Зазоры между максимальным габаритом машины (состава) и стенками (крепью) выработки или размещенным в выработке оборудованием принимаются в зависимости от назначения выработки и установленной скорости движения состава (машины) по ней: в выработках, предназначенных для транспортировки руды и сообщения с очистными забоями, ширина прохода для людей установлена 1200 мм и с противоположной стороны 500 мм. Если в этих выработках пешеходная дорожка приподнята над уровнем проезжей части на 300 мм и ее ширина не менее 800 мм или в выработке устроены ниши на расстоянии не более 25 м друг от друга, то ширина свободного прохода для людей может быть уменьшена до 1000 мм. Высота, ширина и глубина ниши должны быть соответственно менее 1,8; 1,2; 0,7 м; в погрузочно-доставочных выработках очистных блоков, предназначенных для погрузки руды и доставки ее к транспортной выработке, в выработках, находящихся в проходке, а также в подэтажных выработках, предназначенных для бурения шпуров и скважин в очистных забоях, при скоростях движения машин до 10 км/ч при условии, что во все перечисленные выработки исключен доступ людей, не связанных с работой машин,- не менее 500 мм с каждой стороны; в доставочных выработках, служащих для доставки в очистные блоки оборудования, (в машинах), при скоростях движение 10 км/ч — по 600 мм с каждой стороны, если свыше движение людей пешим ходом исключено, 1200вРе со стороны прохода для людей и 500 мм с другой стороны, когда передвижение людей по ним не исключается. Требования к оборудованию людского прохода такие же, как и для откаточных выработок. В начале выработок, по которым проход людей не предусмотрен проектом, вывешиваются освещаемые запрещающие знаки.
Полотно проезжей части выработок выравнивается с таким расчетом, чтобы движение машин обеспечивалось без резких толчков и тряски. В тех случаях, когда по горномеханическим свойствам горных пород обеспечить необходимую ровность дороги невозможно, устраивается твердое покрытие проезжей части.
В условиях подземной эксплуатации твердые покрытия должны отвечать следующим основным требованиям: наноситься на дорожное полотно в холодном состоянии; быть устойчивым к агрессивным и шахтным водам; соответствовать по прочности грузоподъемности транспортного оборудования; не терять своей несущей способности и не разрушаться в течение установленного проектом срока службы выработки. При строительстве дорог в условиях значительного обводнения оборудуются устройства для их дренажа и канавки для отвода шахтных вод. Предельные значения подъемов (уклонов) дорог устанавливаются проектом или определяются специальным расчетом в зависимости от технической характеристики применяемого оборудования и условий эксплуатации. В зоне разгрузки высота выработки должна позволять беспрепятственное движение машин с поднятым кузовом.
Безопасная работа машин в месте разгрузки обеспечивается путем устройства ровных горизонтальных площадок. В необходимых случаях эти площадки покрываются твердым покрытием.
Приемные части рудоспусков (или бункеров) оборудуются устройствами, исключающими случайное падение в них людей и машин. Освещение выработок, мест погрузки и разгрузки осуществляется в соответствии с требованиями Единых правил безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом и ГОСТ 12.2.106-85. Крепление выработок осуществляется в соответствии с проектом и паспортом крепления. Места пересечения выработок, в которых работает самоходное оборудование, с выработками электровозной откатки ограждаются светящимися (освещаемыми) указательными знаками.
При этом в обязательном порядке принимаются меры, исключающие соприкосновение работающих с контактным проводом. Требования безопасности при эксплуатации погрузочно-доставочных машин. Перед началом работы принимающий смену машинист проверяет основные узлы машины, обеспечивающие безопасность при эксплуатации: тормоза, рулевое управление, сигнализацию, органы управления, крепление узлов и деталей ходовой части, освещение, узлы блокировки и защиты.
Выявленные при этом неисправности устраняются. Перед пуском машины все люди удаляются из опасной зоны и подается предупредительный звуковой сигнал.
Для предупреждения случаев травматизма при работе на машине необходимо все время находиться на рабочей площадке (в кабине), управлять машиной без резких переключений и рывков, не допускать задевания ковшом за кровлю и стенки выработки, выдерживать установленный зазор между машиной и стенками выработки, не изменять резко направления движения машины, и не допускать пробуксовки колес во время подачи ковша на загрузку, не ездить по выработкам с поднятым ковшом, не наезжать на кабели и большие куски руды или породы. Во время погрузки необходимо тщательно зачищать подошву выработки, следить за отсутствием кусков горной массы на раме под кузовом, а при их появлении — немедленно очищать раму, не допускать проникновения людей в опасную зону действия машины, внимательно следить за показаниями приборов, контролирующих параметры работы машины (давление масла, температура и т. д.), контролировать работу аппаратов очистки выхлопных газов. Для перегона машины из одной выработки в другую ее приводят в транспортное положение, строго руководствуясь требованиями инструкции завода-изготовителя.
Если возникла необходимость на какое-то время ставить машину без присмотра, следует перевести рычаг переключения скоростей в нейтральное положение, включить стояночный тормоз, заглушить двигатель и включить габаритные огни. Особую осторожность необходимо соблюдать при обслуживании гидросистем и демонтаже автошин.
Категорически запрещается подтягивание гаек манометров, соединительных труб и шлангов на гидросистеме и демонтаж автошин, находящихся под давлением. Любые работы под поднятым ковшом проводят только после подведения под него фиксирующих брусьев.
Все работы с применением погрузочно-транспортных машин следует выполнять только по наряду и только в предназначенных для этого выработках. Неисправные машины к месту ремонта буксируются с помощью жесткой сцепки. Дополнительные требования безопасности при эксплуатации машин с двигателями внутреннего сгорания.
Самоходные машины с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) оборудуются скоростемерами, звуковой сигнализацией, счетчиком моточасов или пробега в километрах, осветительными приборами (фарами, стоп-сигналом, габаритными сигналами, а в необходимых случаях — фарой заднего освещения). Для заправки машины с ДВС применяют только рекомендованное заводом-изготовителем топливо. Особое внимание при эксплутации машин с ДВС уделяется качеству проветривания горных выработок, в которых эти машины работают.
Это требование обусловливается тем, что в выхлопных газах ДВС содержатся токсичные компоненты: окись углерода, окислы азота и альдегиды. В выхлопных газах двигателей машин, работа которых разрешается в подземных условиях, концентрация вредных компонентов при любом режиме работы двигателя не должна превышать величин.
В выработки, где работают машины с ДВС, подается свежий воздух в количестве, обеспечивающем разбавление вредных продуктов выхлопа до санитарных норм, но не менее 5 м3/мин на 1 л. с. номинальной мощности дизельных двигателей и не менее 6 м3/мин — бензиновых двигателей. Все машины с дизельными двигателями оборудуются двухступенчатой системой очистки выхлопных газов — каталитической и жидкостной — на машинах с бензиновыми двигателями устанавливаются только каталитические нейтрализаторы..
Количество вредных компонентов в выхлопных газах машин с дизельными двигателями после их очистки проверяется: окиси углерода и альдегида — два раза в месяц, окиси азота — один раз в месяц. Содержание этих компонентов проверяется также перед началом эксплуатации двигателя в подземных условиях, после каждого его ремонта или регулировки, после продолжительного (более двух недель) перерыва в работе и при заправке топливом новой марки. Эффективность работы системы месяц.
Анализ рудничного воздуха в основных местах работы машин с ДВС проводится на содержание окиси углерода и окислов азота (у кабины машиниста) один раз в месяц. Дополнительные (внеочередные) анализы состава рудничного воздуха делаются при увеличении загазованности выработки при изменении схемы вентиляции или за счет увеличения количества одновременно работающих машин. Количество воздуха, поступающего в места работы машин с ДВС, замеряется два раза в месяц, а также после изменения схемы вентиляции.
В зависимости от конкретных условий на каждом предприятии определяются допустимые расстояния безопасного нахождения людей от выхлопа двигателя и принимаются меры по недопущению людей в эту зону.