Меры безопасности при перевозке людей, длинномерных и крупногабаритных грузов
При расстоянии от ствола до места работ 1000 м и более правилами безопасности предусматривается перевозка людей в специальных пассажирских вагонетках с сиденьями, глухими торцевыми стенками, металлической крышей и боковыми стенками на всю высоту вагонетки. Для посадки и высадки людей в боковых стенках вагонетки имеются проемы шириной не менее 0,7 м, которые оборудуются ограждающими приспособлениями, предохраняющими людей от выпадения из вагонетки во время движения. Пассажирские вагонетки оборудуются устройствами для подачи сигналов машинисту электровоза. Скорость движения пассажирского состава не должна превышать 20 км/ч. При этом тормозной путь составляет около 20 м. При эксплуатации на шахте аккумуляторных электровозов допускается после получения соответствующего разрешения органов Госгортехнадзора перевозка людей отдельными поездами, состоящими из обычных вагонеток с глухим кузовом, со съемными сиденьями.
В этом случае скорость движения поезда не должна превышать 12 км/ч. Для перевозки людей, сопровождающих транспортируемые материалы и оборудование, а также отдельных лиц на протяжении рабочей смены допускается включение в состав одиночной пассажирской вагонетки, которую следует располагать сразу за локомотивом в голове состава. Не допускается прицеплять к пассажирской вагонетке платформу с материалами или оборудованием, а также вагонетку, в которой груз выступает за ее габариты.
Между пассажирской вагонеткой и платформами или вагонетками с выступающими грузами должна помещаться пустая вагонетка или нормально загруженная вагонетка в составе, транспортирующем горную массу. В поездах, предназначенных для перевозки людей, могут перевозиться только инструменты и запасные части, которые не выступают за габариты вагонетки. Не разрешается перевозка в пассажирских составах взрывчатых легковоспламеняющихся и едких материалов; прицепка грузовых вагонеток к пассажирским составам, за исключением одной-двух вагонеток для перевозки инструмента и запасных частей; езда людей на локомотивах, в не оборудованных сидениями грузовых вагонетках, на платформах и т. п. Во время движения поезда запрещается высовываться, входить и выходить из вагона до полной его остановки.
Ежесменно перед отправлением поезда с людьми вагонетки осматриваются лицом технического надзора участка ВШТ. Особое внимание при этом уделяется проверке исправности сцепных устройств, состоянию полускатов, надежности работы тормозов и сигнализации. Результаты осмотра заносятся в специальный журнал.
Если при осмотре выявлены неисправности, которые не могут быть устранены до отправления поезда, то неисправная вагонетка отцепляется от состава и отправляется в депо на ремонт. В зависимости от уклонов выработок, по которым перевозятся люди и грузы, к электровозам предъявляются различные требования по устройству узлов, влияющих на безопасность движения.
В выработках с уклоном 0,005-0,03 допускается применение серийно выпускаемых электровозов при условии выполнения следующих требований: состояние и регулировка тормозной системы должны обеспечивать полное оттормаживание и полное затормаживание за 1,5-2 оборота маховика; толщина тормозных колодок до их замены должна быть не менее 15 мм; прокат бандажей не должен превышать 6 мм; проверка состояния тормозной системы и ее регулировка должны проводиться ежесменно машинистом электровоза совместно с лицом, специально назначенным приказом по шахте, один раз в неделю — механиком (начальником) электровозного депо, один раз в месяц-механиком участка ВШТ. Результаты всех осмотров должны регистрироваться в специальном журнале. В выработках с уклоном 0,031-0,040 разрешается применять электровозы, оборудованные динамическим торможением, указателями скорости и электрическими или пневматическими сигнализаторами.
Допускается работа находящихся в эксплуатации электровозов, на которых нет указателей скорости, электрических или пневматических сигналов, оборудованных только механическими тормозами. При этом требования, изложенные выше для выработок с уклоном 0,005-0,03, должны выполняться в обязательном порядке. Кроме того, в выработках с уклоном 0,031 — 0,040 скорость движения составов с электровозами, не имеющими указателей скорости, не должна превышать 2 м/с. Машинисты электровозов в этом случае должны проходить специальную тренировку для приобретения навыков вождения поездов со скоростью, не превышающей 2 м/с. В выработках с уклоном 0,041-0,050 должны применяться электровозы, оборудованные системой динамического торможения, механическими колодочными или дисковыми тормозами, электромагнитными рельсовыми тормозами и указателями скорости.
Пассажирские вагонетки должны быть оборудованы дополнительными предохранительными сцепками. Во всех случаях тормоза должны регулироваться и осматриваться в гаражах или специально оборудованных местах.
Песочницы должны засыпаться песком и ежесуточно проверяться и регулироваться. Все места посадки людей в поезда должны быть освещены. В посадочных пунктах на видном месте вывешивается табличка с указанием фамилии лица, ответственного за перевозку людей в данной смене.
Во всех выработках в местах посадки людей в пассажирские поезда по всей длине поезда должен быть свободный проход шириной не менее 1 м. На посадочной площадке следует соблюдать такой же порядок, как и при посадке в клеть. По наклонным выработкам, служащим выходами на поверхность, и между горизонтами, если разность между отметками конечных пунктов более 40 м, организуется механическая перевозка людей. Перевозка людей по наклонным выработкам допускается только в специальных вагонетках с крышами и только при откатке концевыми канатами.
Каждый поезд для перевозки людей оборудуется автоматически действующими устройствами (парашютами), останавливающими поезд без резкого толчка в случае обрыва сцепки или каната. Конструкция парашютов позволяет приводить их в действие и от ручного привода. Парашюты устанавливаются на каждой вагонетке и связываются общей тягой для одновременного срабатывания при включении автоматически или от ручного привода.
Перед вводом в эксплуатацию и периодически через 6 мес в процессе эксплуатации проводятся испытания парашютов путем искусственного обрыва каната при движении вагонетки. Вагонетки, служащие для перевозки людей по наклонным выработкам, оборудуются двойной сцепкой или одной сцепкой и предохранительными цепями. Прицепные устройства должны иметь 13-кратный запас прочности и заменяются новыми не реже чем через пять лет эксплуатации.
В наклонной выработке, служащей для перевозки составов с людьми, оборудуется аварийная и рабочая, сигнализация для связи между составом и машинистом. Аварийная сигнализация должна быть доступ на людям, находящимся в поезде. Рабочая сигнализация указывает машинисту, с какого горизонта получен сигнал.
Между машинистом и посадочными площадками устанавливается телефонная связь. Ежесменно перед началом перевозки людей проверяется исправность вагонеток и устройств, обеспечивающих безопасность, а также по выработке пропускаются порожние вагонетки для того, чтобы удостовериться в отсутствии причин возможного схода их с рельсов.
При посадке в поезд и высадке из него следует себя вести так же, как и при посадке людей в транспортные сосуды горизонтальных и вертикальных выработок и высадке из них. Во время перевозки людей кондуктор должен находиться в передней части первой по направлению движения вагонетки возле рукоятки ручного привода парашютного устройства.