Общие меры безопасности при доставке горной массы
Гравитационный транспорт. Одним из наиболее простых и широко применяемых видов транспорта является самотечная доставка груза под действием его собственного веса. Принцип действия основан на скатывании или сползании груза по наклонной плоскости или на свободном падении по вертикали (вертикальным выработкам).
Гравитационный транспорт применяют: для выпуска и доставки из очистного пространства и по вертикальным рудоспускам руд черных и цветных металлов и горно-химического сырья; в угольных шахтах для спуска угля по скатам, печам, гезенкам (вертикальным выработкам) , в которых установлены винтовые или каскадные спуски. Руда перемещается по почве выработки с углом наклона 55-60°, уголь — при 35-38°, соответственно по стальным желобам — при 35 — 50 и 17-25°. При перемещении груза по наклонной почве или желобам скорость его движения непрерывно увеличивается. Максимальную конечную скорость рекомендуется принимать не более 2-2,5 м/с. При системах разработки полезного ископаемого с магазинированием для выпуска угля или руды проходят специальные выпускные выработки и пункты выпуска оборудуют затворами или питателями.
Для обеспечения безопасности работ по самотечному выпуску руды, I угля все действующие выпускные отверстия должны быть заполнены отбитой рудой (углем), а недействующие перекрыты. Выработки горизонта выпуска и доставки должны иметь необходимое сечение для передвижения людей и хорошее освещение.
Места выпуска вторичного дробления и погрузки полезного ископаемого оборудуют оросителями. Во избежание падения людей необходимо устья рудоспусков ограждать барьерными решетками, а для предохранения погрузочных устройств от прямых ударов оставляют в спуске буферный слой полезного ископаемого.
При вторичном дроблении руд работу в забое останавливают, людей выводят в безопасное место. Все механизмы, используемые на самотечном спуске руды, должны быть оборудованы дистанционным управлением.
Грузовые отделения углеспусков при углах наклона до 45° должны ограждаться от ходового отделения отшивом из досок толщиной не менее 40 мм, в котором не реже чем через каждые 8 м длины должны устанавливаться закрывающиеся проемы размером 0,6×0,6 м, расположенные у кровли и обеспечивающие доступ людей в грузовое отделение. Углеспуски должны быть оборудованы: при углах наклона до 45°- эмалированными или обычными рештаками или металлическими листами, уложенными на почве выработки; при углах наклона 46-90° — металлическими трубами.
У точки погрузки должно быть оборудовано безопасное, по условию производства погрузочных работ, рабочее место горнорабочего, обслуживающего погрузочный пункт (ниша, погрузочный полок). Ниша и предохранительные полки должны располагаться так, чтобы исключалась возможность травмирования обслуживающего персонала при погрузке кусками вылетевшего полезного ископаемого из люка.
Контактный провод на участке не менее длины состава в обе стороны от точки погрузки должен быть секционирован и выключен., При эксплуатации углеспускных скатов имеют место случаи зависания угля в них, ликвидация которых нередко приводит к авариям и несчастным случаям.
Зависания угля в грузовом отделении ската происходит в результате попадания в него крупных кусков угля, наличия в угле посторонних предметов, деформации крепи, нарушения прямолинейности става углеспускных труб; оставления в грузовом отделении угля в состоянии покоя. Ликвидация зависаний производится по специальным нарядам-допускам на особо опасные работы. Порядок работ по ликвидации зависаний следующий: нажатием кнопки «стоп» остановить загрузочный конвейер и сообщить об этом по телефону горнорабочему, обслуживающему его; установить знак, запрещающий вход в выработку снизу.
Подняться по ходовому отделению до ближайшего к своду зависания окну, стать выше него на лестнице, прицепиться фалом предохранительного пояса к одной из верхних ступеней, открыть окно и расшевелить ломиком свод зависания. При разбучивании углеспускных труб необходимо простукиванием по звуку определить место зависания, прицепиться фалом предохранительного пояса к креплению или верхней ступени и энергичными ударами деревянной кувалды по трубе ликвидировать зависание. При разрушении отшива или искривления става углеспускных труб об этом необходимо сообщить горному мастеру и ликвидацию аварии производить по специально разработанным мероприятиям.
Предупреждение зависаний осуществляется применением в загрузочной воронке решетки, ограничивающей крупность загружаемого в скат угля и препятствующей попаданию в него посторонних предметов, а также под-Держанием в исправном состоянии крепления грузового отделения И углеспускных труб и своевременной выгрузки угля. Скреперная доставка применяется в основном для транспортирования руд по очистному пространству или скреперным штрекам и ортам, в которые руда поступает самотеком из очистного пространства, а также при проведении выработок в горнодобывающей промышленности. Скреперная установка обеспечивает захват разрыхленной горной массы, ее транспортирование волочением по почве выработки на короткое расстояние (до 50 м) и перегрузку в вагонетку, на конвейер или рудоспуск.
Принципиальная схема скреперной установки. Она состоит из скреперной лебедки, скрепера, головного и хвостового канатов, концевых и отклоняющих блоков. При движении от забоя с помощью головного каната скрепер, внедряясь в горную массу, самозагружается и перемещает груз по почве выработки до места разгрузки, например в рудоспуск.
Возвращается скрепер на забой с помощью хвостового каната. Обычно скреперование производят по прямой с использованием двухбарабанной скреперной лебедки, иногда под углом двумя скреперными установками с последовательным перемещением горной массы от одной установки к другой. С использованием трехбарабанной лебедки возможно скреперование с определенной площади, например, камеры.
При работе скреперной лебедки расстояние от нее до места разгрузки должно быть не менее 5 м. Отношение ширины скрепера к ширине выработки должно составлять для жестких скреперов 0,4-0,7, для цхарнирно-складывающихся 0,5-0,8. Лебедку обязательно закрепляют анкерами на почве выработки или на бетонном фундаменте, устанавливают ограждающие щиты и ограждения на вращающихся частях. Дорожка скреперования должна быть хорошо освещена. Во время работы скреперной установки запрещается: присутствовать людям на дорожке скреперования; управлять лебедкой без рукавиц и работать без резиновых рукояток, надеваемых на рычаги управления; ремонтировать лебедки при включенном двигателе; направлять руками канат.
Подземный конвейерный транспорт. На подземном транспорте применяются специальные. конвейеры, допущенные госгортехнадзором для применения в горных выработках.
По назначению конвейеры делятся на грузовые, грузолюдские и людские, по конструкции — на ленточные, скребковые и пластинчатые. Основная область применения ленточных конвейеров — транспортирование полезного ископаемого, породы от проводимых горных выработок, в ряде случаев закладочного материала.
В угольных шахтах рост нагрузок на очистной забой, происходящий благодаря совершенствованию технологии и применению высокопроизводительных механизированных комплексов и струговых установок, обусловил широкое применение конвейеров для транспортирования угля и сланца от очистных забоев. В значительных размерах применяются конвейеры на соляных рудниках (преимущественно ленточные по сборным выработкам).
Эффективно используются конвейеры на подземном транспорте полиметаллических, асбестовых и других рудников, в наклонных стволах железорудных шахт. Скребковые конвейеры по назначению и области применения можно разделить на две группы: передвижные забойные, предназначенные в основном для механизации доставки полезного ископаемого из длинных комплексно-механизированных забоев; разборные, предназначенные в основном для доставки полезного ископаемого из очистных забоев с широкозахватной выемкой угля при индивидуальном креплении, а также для транспортирования угля, породы или калийных руд по просекам, печам, подготовительным и другим выработкам.
Пластинчатые конвейеры, применяемые в горнодобывающей промышленности, по своему назначению делятся на магистральные, участковые, крутонаклонные и специальные. Областью рационального применения магистральных и участковых пластинчатых конвейеров являются горизонтальные криволинейные в плане и профиле выработки, имеющие значительную протяженность (от 500 м и более) и грузопоток (более 1000 т/суток).
Выработки, предназначенные для установки ленточных конвейеров (кроме специальных) должны быть прямолинейными на всей длине става конвейера. Эти меры предотвращают проскальзывание и заклинивание ленты, трение ее о неподвижные предметы и, следовательно, возможность загорания ее. Одной из основных причин аварий конвейеров является сход ленты в сторону, который может произойти при некачественной стыковке, серповидности ленты, загрузке материалов не по центру, неудовлетворительном монтаже конвейерного става (допущении кривизны) и налипании транспортируемого материала на ролики и барабан. Центрирование ленты осуществляется регулированием положения концевых барабанов и роликоопор, установкой самоцентрирующих роликов или центрирующих устройств.
Загрузочное устройство должно направлять материалы на середину ленты, высота падения не должна превышать 300 мм. Во избежание заштыбовки конвейерные ленты должны оборудоваться устройствами по очистке лент и барабанов, обычно скребками, которые для эффективности устанавливают по несколько штук подряд. Для предотвращения самопроизвольного сползания ленты в выработках с углом наклона более 6° конвейеры должны снабжаться тормозными устройствами, а с уклоном более 10° конвейеры оборудуются ловителями.
Для конвейеров, оснащенных резинотросовыми лентами, вместо ловителей можно устанавливать контрольную аппаратуру, обеспечивающую своевременное обнаружение дефектов в тросовой основе и предупреждение порывов ленты. При автоматическом или дистанционном управлении конвейерной линией должны обеспечиваться: автоматическая подача сигналов перед пуском, отключение всей конвейерной линии в случае неисправности одного из конвейеров, аварийное отключение привода конвейеров при неисправности электродвигателя и механических частей конвейера (обрыв или остановка ленты, пробуксовка ленты и пр.); двусторонняя телефонная связь между пунктами погрузки и разгрузки, а также между пунктами установки приводов, местная блокировка.
Ленточные и скребковые конвейеры также оборудуются экстренным остановом, позволяющим остановить конвейер из любой точки по его длине. Для контроля за скоростью движения ленты устанавливаются реле скорости, за сходом ленты и заполнением бункеров — датчики контроля. Натяжные и приводные головки конвейеров должны быть ограждены для предотвращения травмирования людей в пространстве между лентой и барабаном.
Категорически запрещается ремонт, смазка и очистка конвейеров на ходу. В местах пересечения выработок, у приводных и натяжных головок конвейеров устраивают мостики для перехода людей, оборудованные перилами. Ширина мостика должна быть не менее 0,6 м, а высота от мостика до крепления выработки (по высоте) — не менее 0,8 м. При эксплуатации скребковых конвейеров значительное число несчастных случаев происходит при натяжении цепи с использованием двигателя или комбайна, срыве и развороте натяжных и приводных головок, расштыбовке нижней ветви конвейера без его остановки и неправильных приемах разгрузки материалов с конвейера.
Поэтому Правила безопасности предписывают использовать для надежного закрепления головок, передвижки конвейера, его расштыбовки и натяжения цепи приспособления и устройства заводского изготовления, поставляемые вместе с конвейерами. Перевозка людей ленточными конвейерами должна полностью соответствовать «Требованиям безопасности при перевозке людей ленточными конвейерами». Самоходные транспортные машины.
К самоходным транспортным машинам относятся автосамосвалы и самоходные вагоны. Автосамосвал имеет шарнирно сочлененную раму.
На передней полураме установлен тягач, на задней — полуприцеп с опрокидным кузовом. Автосамосвал снабжен дизельным двигателем с катализатором и жидкостной системой нейтрализации отработавших газов, гидромеханической трансмиссией, гидроусилителем рулевого управления и упругой пневмогидравлической подвеской. Коробка передач обеспечивает четыре скорости движения вперед и четыре назад.
Отечественная промышленность выпускает подземные автосамосвалы МоАЗ-6401-9585 и МоАЗ-7406-9586 грузоподъемностью соответственно 20 и 22 т. Разработан автосамосвал типа МоАЗ грузоподъемностью 35 т. Автосамосвалы используют для доставки руды по горизонтальным И наклонным выработкам от забоя до рудоспуска или до околоствольного двора, а иногда и на поверхность рудной шахты по штольням или наклонным стволам с углом наклона 8 — 12 . Конструкция самоходного вагона типа 5ВС15-М с электрическим приводом. Четырехколесное шасси вагона выполнено со всеми ведущими и управляемыми пневмоколесами. В днище кузова встроен скребковый конвейер, служащий для распределения горной массы по кузову при загрузке вагона с одного края и для разгрузки горной массы в бункер или конвейер.
В процессе движения вагона питающий кабель сматывается или наматывается на кабельный барабан, снабженный кабелеукладчиком. Самоходные вагоны применяют в основном при разработке сланцевых и калийных месторождений в комплексе с проходческо-добычным комбайном и бункером-перегружателем, предназначенным для аккумулирования и безостановочной работы комбайна при челноковом движении вагонов. Отечественная промышленность серийно выпускает самоходный вагон 5ВС15М грузоподъемностью 15 т. Скорость движения по горизонтали груженого вагона 7 — 8 км/ч, емкость кабельного барабана 200 м, возможная производительность около 400-800 т/смену.