Основные опасности, связанные с работой транспорта в шахте
В связи с интенсификацией добычи полезного ископаемого и концентрацией производства резко возрос рост грузопотоков, что привело к росту производственного травматизма на транспорте, который по Удельному весу занимает второе место после обрушений и обвалов и составляет четвертую часть от общего числа всех несчастных случаев в подземных выработках. Примерно половина всех несчастных случаев от общего числа на транспорте происходит при эксплуатации рельсового транспорта в горизонтальных выработках, пятая часть — в наклонных, шестая — при эксплуатации конвейерных линий. 10-15 % людей, травмированных на транспорте, не имеют прямого отношения к его эксплуатации. Причинами таких несчастных случаев чаще всего являются грубые нарушения Правил безопасности: попытка сесть в пассажирский вагон или выйти из него во время его движения, проезд на неприспособленных транспортных средствах, переход между вагонетками с одной стороны выработки на другую, передвижение по рельсовым путям, работа вблизи натяжных и приводных головок конвейеров, не имеющих ограждений неправильные приемы разгрузки скребковых конвейеров и т. п. Большая часть несчастных случаев на транспорте происходит с обслуживающими его людьми.
Основные причины травматизма на внутришахтном транспорте условно можно разделить на три группы: технические, организационные и личностные. К техническим причинам относятся конструктивные несовершенства транспортных средств, например, плохой обзор из кабины аккумуляторных электровозов, неудовлетворительное освещение пути при маневровых работах, ненадежное крепление батарейного ящика, отсутствие на электровозах скоростемеров, ручная сцепка и расцепка вагонов, ручной перевод стрелок, несовершенство системы натяжения конвейерных лент загрузочных конвейеров, неудовлетворительные конструкции по очистке ленты, расштыбовке и пр. К организационным причинам относятся неудовлетворительное состояние выработок и рельсовых путей, эксплуатация неисправных транспортных средств, отсутствие или неисправность предупредительной сигнализации и путевых знаков, нарушение технологии транспортирования, слабая трудовая дисциплина, неудовлетворительно поставленное обучение безопасным приемам работы, недостаточный контроль за работой и пр. Число несчастных случаев с тяжелыми последствиями (до 60 %) происходит в результате неправильных, ошибочных, рискованных приемов работы и действий рабочих при обслуживании транспортных средств, выполнении такелажных, погрузочно-разгрузочных работ и пр., т. е. по личностным причинам.
Анализ производственного травматизма показывает, что машинисты электровозов часто травмируются из-за следующих ошибочных действий: превышения скорости, несвоевременного и резкого торможения электровоза, управления стоя или вне кабины, выпрыгивания из кабины электровоза на ходу, трогания без сигналов и несвоевременной подачей сигналов. Основными причинами травматизма при обслуживании транспорта в наклонных выработках являются: превышение числа одновременно спускаемых или поднимаемых транспортных сосудов, использование нестандартных устройств и работа при отсутствии или неисправных стопоров и барьеров, а также нахождение людей в выработке при использовании канатной откатки. При эксплуатации ленточных и скребковых конвейеров главные причины травматизма кроются в применении опасных приемов труда на операциях при работающем конвейере или незаблокированном пускателе.